Это, оказывается, никакая не Таисия Иосифовна, а первая жена Ефремова. Ее звали Елена Доме(н?)тьевна Конжукова. Ее родина - Павлодар. Затем судьба забрасывает ее в Крым. Она учится в Симферополе, в университете, которым руководил В.И.Вернадский (!). На пять лет старше ИАЕ. Так же как и он получила звание кандидата наук (по палеонтологии) без защиты: у нее уже к тому времени были серьезные научные труды. Настоящий ученый, о котором сохранилась память. Она умерла в 1961 году (!), когда практически большинство "задумок" Ефремова были уже задуманы или воплощены. Ему осталось жить 10 лет. У них был уже сын - Аллан. Который, кстати, потом говорил, что Елена Дометьевна оказала огромное влияние на ИАЕ. И что она была гораздо более "религиозна". Что он под этим подразумевал? Возможно, не христианство, а оккультизм, потому что я в интернете нашел некоего Вадима Конжукова, последователя Кришнамурти, известного в оккультных тусовках тех времен человека. Возможно, это брат Елены.
А вот - портрет Елены Дометьевны:
Е.Д. умерла в 1961 г., завещав развеять свой прах в Коктебельской бухте (то есть рядом с Домом Поэта).
Через год Ефремов женился вторично на женщине, которая была гораздо моложе его и к которой Аллан относился как к старшей сестре, по его словам. Очевидно, Т.И. многое сделала для больного Ефремова в последние его годы. Но могла ли она оказать влияние на формирование его идей?
Все это приводит к значительному изменению "нюансов"... Само существование Елены Дометьевны замалчивалось. В лучшем случае о ней говорили два-три слова. Это можно по-человечески понять, но, как говорится, истина дороже, и это тоже нужно понять и принять. Хотелось бы, чтобы после этой моей реплики наследники Ефремова не обрушились бы на меня с упреками.
Мы получаем совершенно новую картину: объясняются связи Ефремова с Вернадским и семьей Рерихов. А также Вернадского и М.Волошина.
Для меня это - новый шаг в понимании личности выдающегося философа.
http://www.paleo.ru/institute/people.html?name=%CA%EE%ED%E6%F3%EA%EE%E2%E0+%C5.%C4.