On-line: гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]
АвторСообщение
Землянин




Пост N: 5714
Зарегистрирован: 29.11.06
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.07.11 10:16. Заголовок: Фантастика как философия и миф


Шпенглер считал, что всякая культура переходит неизбежно в цивилизацию. Культура - миф, религия, культ, искусство, музыка и пр. Цивилизация безрелигиозна и интернациональна. Ее суть разум, инженерия, научно-технический прогресс.
Наверно, Шпенглер считал, что цивилизация - предсмертное состояние земного общества. (Вернадский верил в Ноосферу, а Шпенглер в смерть общества; хотя, по его мнению, кроме Европы могли возникнуть новые "варварские" культуры, которые смели бы технику и науку - что-то в это не верится: прогресс слишком интернационален и кумулятивен).
МОЖЕТ ЛИ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ВОЗРОДИТЬ НЕКИЙ АНАЛОГ КУЛЬТУРЫ ИЗ СВОИХ СОБСТВЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ???
Например, не является ли НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА новой философией и новым мифом?
Не суждена ли ей гораздо большая роль, чем нам кажется теперь?

А вы как думаете?

Наша цель - счастье людей!Мы победим! Иначе быть не может! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 13 [только новые]


Землянин




Пост N: 1427
Зарегистрирован: 29.11.06
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.09 16:00. Заголовок: Роль фантастики в будущих преобразованиях


Перенесено из темы: "Роль фантастики в будущих преобразованиях"

Читаю - очень интересно!
http://r-wind.livejournal.com/

--------

Существует теория, что если у народа нет прошлого, то у него будущего.

Это вполне справедливо. Только стоит уточнить один момент! У народа, не имеющего прошлого, нет предопределенного будущего. Это огромный риск и такие же огромные возможность. Народ, не имеющий прошлого, обладает правом выбрать свое будущее, любое свое будущее! Например, мировое доминирование или еще что-нибудь.

Следовательно, вместо опоры на прошлое философия делает ставку на будущее. То есть, на изучение будущего всеми имеющимися в наличии способами. А для концептуального обоснования наиболее легка в применении фантастика. Фантастика есть познание реальности в аспекте Будущего как проекта (5). Она посвящена настоящему в его аспекте будущего. Это описание скрытой части настоящего, описание сегодняшнего времени в его прогнозном аспекте...

Поэтому опорную философию США надо искать не в произведениях «штатных философов», а в произведениях американских фантастов (цветовое выделение моё - ТТ )Удобство заключается в том, что даже если конкурирующие цивилизации смогут определить местонахождение американской базовой философии, они (противники) или просто не поверят. Или как минимум не смогут адекватно проанализировать и использовать. Противник, психология коего застряла в предыдущей эпохе, часто просто не верит в то, что готовит ему представитель более высокой ступени - «Этого не может быть, потому, что не может быть никогда!». Разум противников просто отказываться верить в то, что есть на самом деле.

Кстати, возможно вы заметили, что к США отношение к фантастам и фантастике, совсем, иное, нежели в Европе и Азии? Они обладают там, куда большим статусом «чем положено» в «обычных странах». Настолько другой статус, что доходит до приглашения участия в разработке военных доктрин. Думаете просто так?

Так что идеологическое обоснование возможной революции в США будет опираться не на официальных философов (которые откровенно слабы), а на произведениях таких интеллектуалов как А. Азимов, Т. Лири, К. Саймак, Р. Хайнлайн, Р. Желязны, П. Андерсен, и др. А так же их последователей/приемников. Между прочим, стоит обратить внимание, что социально-государственная философская мысль данных писателей, весьма и весьма четко прослеживается во многих их произведениях. Даются вариации и варианты множества потенциальных «измов», и главное политические направления и возможные их последствия.

Именно их мы внимательно рассмотрим в следующей части. Не все естественно, но несколько самых главных (наиболее вероятных) направлений. И последствия их принятия.

Продолжение следует…


Я мыслю, следовательно ты существуешь.
Подробнее - тут:
http://evg-bel.livejournal.com/
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 406
Info: 2-й админ
Зарегистрирован: 03.12.06
Откуда: Брянск
Рейтинг: 0
Фото:

Замечания: Перенос из новостей
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.05.09 05:55. Заголовок: В развитие темы амер..


В развитие темы американской фантастики - как полигона их опорной философии:
антиутопия Фрэнка Герберта «Улей Хэллстрома» (англ. «Hellstrom’s Hive»), повествующая о подземной человеческой общине, организованной по подобию колонии насекомых:
 цитата:
Некоторые критики рассматривали Улей как метафору тоталитарного государства, в котором интересы и свобода отдельного человека приносятся в жертву интересам государства, тем самым проводя параллель между романом Херберта и такими антиутопиями как «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, «1984» Джорджа Оруэлла и «Мы» Евгения Замятина. Сам Фрэнк Герберт ни поддерживал ни отрицал эту точку зрения. Его в первую очередь интересовала сама модель такого общества без какой-то нравственной или моральной оценки...
http://ru.wikipedia.org/wiki/Улей_Хэллстрома


http://www.fantasticfiction.co.uk/h/frank-herbert/

Фрэнк Герберт в библиотеке Мошкова: http://www.lib.ru/HERBERT/
Читал ли кто нибудь из коллег эту и другие вещи Герберта (кроме "Дюны")?

"Русский бунт не побеждает внутреннее варварство, а только мультиплицирует его" (с)Н.Г.
http://e-bazarov.livejournal.com/
http://arjan2000.ya.ru
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Землянин




Пост N: 1706
Зарегистрирован: 29.11.06
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.05.09 17:27. Заголовок: Спасибо, Жень, я нич..


Спасибо, Жень, я ничего не читал. Но, пользуясь твоей подсказкой, и т.д.
КСТАТИ, очень ценная тема!!!

Конец переноса

Я мыслю, следовательно ты существуешь.
Подробнее - тут:
http://evg-bel.livejournal.com/
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Землянин




Пост N: 5715
Зарегистрирован: 29.11.06
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.07.11 11:02. Заголовок: Вопрос сводится к сл..


Вопрос сводится к следующему: способна ли научная фантастика стать "высоким" искусством, "высокой" литературой, или останется развлекательной и детской?

Наша цель - счастье людей!Мы победим! Иначе быть не может! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 2361
Зарегистрирован: 18.12.06
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.07.11 14:22. Заголовок: Эуг Белл пишет: Напр..


Эуг Белл пишет:
 цитата:
Например, не является ли НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА новой философией и новым мифом?

Новой философией не является, хотя в фантастике может быть популярное изложение философских идей.
Философия же не мода - она не должна быть новой, она развивается последовательно от Фалеса Милетского и др., заменив частично собой универсальное мифотворчество и древние религии (современные же (РПЦ, напр.) - "опиум для народа" и поле деятельности духовных менеджеров).

Новым мифом же фантастика, возможно и является, оставаясь при этом жанром литературы. "Высокая" - относится не к жанру, а к конкретным произведениям.
В целом чистая фантастика, имхо, не очень высокая литература

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 167
Зарегистрирован: 06.04.11
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.07.11 20:42. Заголовок: Читала "Улей"..


Читала "Улей". Действительно имхо очень мощная вещь. И производит впечатление не только своей концепцией но и эмоционально. То есть - мастерски написана. Имхо в ней действительно есть черты антиутопии. Но видно, что автор не ставил себе такой задачи.

Про "серьёзность-несерёзность" или "философскость" фантастики. Тут действительно есть какая-то проблема и в чём её суть мне пока непонятно. Есть фантастические романы, очень оригинальные по своим концепциям, но средние по мастерству написания. Но есть (и это имхо ещё не названная Эуг Беллом категория) - совершенно потрясающая, глубоко "литературная" и "концепционная" фантастика. Для меня это - некоторые романы Филипа Дика. "Убик" и некоторые другие.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 168
Зарегистрирован: 06.04.11
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.07.11 20:54. Заголовок: А вот роман Вернора ..


А вот роман Вернора Винджа "Пламя над бездной" имхо потрясающий по концепции, но написан хуже. Хотя, может быть это перевод?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 414
Зарегистрирован: 15.04.11
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.11.11 23:45. Заголовок: А. Первушин: "10 мифов о советской фантастике."


Антон ПЕРВУШИН

10 МИФОВ О СОВЕТСКОЙ ФАНТАСТИКЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Владимирский В. Мифоборец против мифотворцев

Миф 1: До Ивана Ефремова и братьев Стругацких в Советском Союзе не было хорошей фантастики

Миф 2: Советская власть всячески «угнетала» фантастов, а в отдельных случаях физически уничтожала их

Миф 3: Во время Сталина советская фантастика обслуживала тоталитарную идеологию, а потому деградировала как жанр

Миф 4: В советской фантастике сталинского периода преобладала фантастика «ближнего прицела»

Миф 5: В период Второй мировой войны в Советском Союзе вообще не было фантастики

Миф 6: В Советском Союзе не было качественной кинофантастики

Миф 7: В Советском Союзе не было жанра фэнтези

Миф 8: Советская фантастика всегда была вторичной по отношению к американской фантастике

Миф 9: «Молодогвардейская» фантастика не имела никакой ценности, являясь «нуль-литературой»

Миф 10: Антон Первушин наконец-то рассказал подлинную историю советской фантастики

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 415
Зарегистрирован: 15.04.11
Откуда: Украина, Киев
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.11.11 23:46. Заголовок: МИФОБОРЕЦ ПРОТИВ МИФ..


МИФОБОРЕЦ ПРОТИВ МИФОТВОРЦЕВ

История похожа на паутину — или, если угодно, на крупноячеистую рыбачью сеть. Тонкие нити неоспоримых фактов, почерпнутых из актовых и нарративных источников, оставляют огромное пространство для всевозможных трактовок, интерпретаций и спекуляций. Причем история литературы вообще и фантастики в частности не исключение: опираясь на широко известные тексты, исследователи делают порой чрезвычайно смелые умозаключения, и только узкий специалист способен отличить голословный домысел от подлинного открытия.
В последние годы таких специалистов, занимающихся исследованием фантастики, в России принято называть фантастиковедами (или же фантастоведами). Но так уж сложилось исторически, что фантастиковедение — плоть от плоти самой фантастики. Выводы, основанные на неполной или ошибочной информации, у нас в порядке вещей. Увы, такой подход характерен даже для профессиональных историков и литературоведов со степенями. Главное — создать изящную и стройную теорию, если же не все факты в нее укладываются... что ж, тем хуже для фактов. Поскольку профессионалов-литературоведов, активно занимающихся историей и теорией фантастики в нашей стране можно пересчитать по пальцам, поправить авторов, чистосердечно ошибающихся или сознательно фальсифицирующих факты, практически некому: биография малоизвестного советского фантаста Виктора Гончарова — не биография Пушкина, расписанная чуть ли не по минутам сотнями пушкинистов. Можно и передернуть, всё равно за руку никто не поймает... Этим, впрочем, грешат не только «фантастоведы»: например, из одной научной работы в другую кочуют ссылки на небезызвестную «Историю советской фантастики» Р.С.Каца — и сразу становится понятно, что ни один из ссылающихся книгу в руках не держал или, по крайней мере, не открывал.
Дальше в действие вступают обычные механизмы ретрансляции: журналистам, пишущим для популярных изданий, гораздо проще заглянуть в работу Анатолия Бритикова, Всеволода Ревича или Кира Булычева, чем искать в Публичке рассыпающиеся от ветхости томики писателей двадцатых-тридцатых годов. Обычный же читатель и вовсе склонен верить авторитетным исследователям на слово. Так рождаются устойчивые мифы, передающиеся от поколения к поколению, — хотя для их опровержения вовсе не обязательно получать спецдопуск в закрытые архивы ФСБ, достаточно всего лишь внимательно прочитать первоисточник.
Именно такую операцию проделал петербургский писатель-фантаст и публицист Антон Первушин, известный читателям по книгам «Собиратели осколков» (совместно с Н.Большаковым), «Звезда», «“Гроза” в зените», «Битва за звезды», «Завоевание Марса», «Красный космос» и многим другим, среди которых хватает популярных работ по истории. Первушин, разумеется, не первым обратил внимание на ошибки и передержки в «Перекрестке утопий», «Как стать фантастом», «Русском советском научно-фантастическом романе» и других изданиях, которые занимают почетное место в библиотеке уважающего себя знатока фантастики. Однако он пошел дальше, систематизировав результаты исследований и попытавшись понять, «откуда ноги растут»: что именно заставило грамотных специалистов, прекрасно владеющих научным методом, передергивать факты, а порой и просто искажать цитаты, порождая всё новые и новые мифы. Насколько убедительным получился у петербургского фантаста «сеанс черной магии с последующим ее разоблачением» — судить вам, дорогие читатели. Одно могу сказать с уверенностью: прочитав «10 мифов», вы будете с куда большим скепсисом относиться к разного рода «прописным истинам» и с гораздо большим уважением — к целому ряду незаслуженно забытых книг и имен, которые упоминает автор...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 6537
Зарегистрирован: 18.12.06
Рейтинг: 0
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.01.16 15:42. Заголовок: Нашел на Ноогене инт..


Нашел на Ноогене интересную статью (источник интересных статей там зачастую, к моему удивлению, Ex-Zyx) Голубицкого, прославившего "Компьютерру" "голубятней":
 цитата:
Возьмите любого писателя-фантаста, причисленного армией любителей жанра к лику святых, и вы мгновенно увидите, что исходный импульс всего его творчества — это Добро, Любовь к человеку, Вера в человека, Надежда на светлое будущее человека...

Теперь оглянитесь вокруг и убедитесь: ничего из только что сказанного и перечисленного в современных проявлениях фантастического и научно-фантастического жанра нет даже в проекции! Нет в принципе, нет ни в первом, ни во втором, ни в каком приближении!

Почему нет? Потому что нет той — классической — идеологии и парадигмы! Нет гуманистических идеалов!
...
И теперь — самое главное, что я хочу сказать. Какова причина исчезновения «классической фантастики» и подлежащего ей гуманистического идеала? У меня нет готового рецепта, зато есть хорошая гипотеза. Старый добрый мир убит… нашим IT! Убит миром цифровой инфморации. Убит интернетом. Убит компьютерами, смартфонами, планшетами, VoIP со своими Скайпами. ...результатом IT-революции стала абсолютная дигитализация сознания. Люди совершенно разучились воспринимать сущность вещей, тем более ее нематериальные аспекты. Вся реальность может и потому должна быть оцифрована. Квантифицирована, систематизирована и приведена в порядок. Почему? Потому что весь мир IT основан именно на этой идеологии. Мегагерцы, пиксели, двоичный код, перевод любого живого языка на метаязык с его троичной системой логики.

Помните аймара? «Истинно — Ложно — Неопределенно» — вот вершина дьявольской пирамиды, адаптированная идеальным метаязыком современности. Последний аргумент — «неопределенное состояние» любого утверждения — и явился колыбелью дегуманизации современного мира с легкой руки IT.

Самое новое для меня в его статье - это упоминание о том, что он выпускник филфака МГУ.
Поэтому Голубицкий и говорит о "троичной системе логики".

На самом деле логика двоична ("неопределённость" - это неисправность аппаратуры, с которой борются, получая "истину" или "ложь" на выходе логической цепочки), а в современной фантастике таки есть гуманизм, как и в "старой доброй".
Подробнее не хочется за отсутствием собеседников.

Цирк уехал, а клоуны остались Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 4124
Зарегистрирован: 05.03.09
Откуда: Родом из детства
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.01.16 17:46. Заголовок: Трак Тор пишет: а в..


Трак Тор пишет:

 цитата:
а в современной фантастике таки есть гуманизм, как и в "старой доброй".
Подробнее не хочется за отсутствием собеседников.



Не знаю, мне было бы интересно, если бы вы развернули свою мысль (про гуманизм в современной фантастике).
Или я по определению на собеседника не тяну? )

А ссылки на статью нет? Не хочется лазить, искать по Ноогену.







Знание обитает в головах, наполненных мыслями других людей.
Мудрость в умах, внимательных к собственным мыслям

Истина одна, мудрецы говорят о ней, используя многие имена

Поднимаясь снова и снова, львами становятся агнецы
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 6539
Зарегистрирован: 18.12.06
Рейтинг: 0
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.01.16 20:54. Заголовок: Почему разучились со..


Почему разучились сочинять научную фантастику - это пост Ex-Zyx.
Ссылки на саму статью Голубницкого нет.
"Таки есть гуманизм" - ну хотя бы наши творения взять :). Вообще самиздат - есть разное, и не одна чернуха, как часто утверждают.
Только не надо путать гуманизм с коммунизмом в политическом смысле.
С современной фантастикой я мало знаком, да и с классической не так чтобы очень...
А с коммерческими нашими (не знаю как за бугром) издательствами все ясно: Попаданцев, эльфов, звездные войны и метро с крысами заказывали? - получите, читатель!
Что касается собеседников, их на ефрофорумах не стало - есть враждующие команды. Любой начатый диалог быстро в разборки превращается. Ну да это естественно, имхо.

Цирк уехал, а клоуны остались Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 4125
Зарегистрирован: 05.03.09
Откуда: Родом из детства
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.01.16 16:20. Заголовок: Трак Тор пишет: ..


Трак Тор пишет:

 цитата:
"Таки есть гуманизм" - ну хотя бы наши творения взять :). Вообще самиздат - есть разное



 цитата:
Попаданцев, эльфов, звездные войны и метро с крысами заказывали? - получите, читатель!



Вы правы, Олег. Интересны, в этой связи, выложенные на "Ноогене" рассуждения Кургиняна на эту тему - о существующей системе подмены ценностей, когда большинство людей превращены системой потребления в "духовные овощи". Для них сама мысль о необходимости с помощью литературы продвигать идеи Добра, Красоты, Гуманизма, идея необходимости изменения человеческой сущности, необходимости заглянуть в себя и переосмыслить навязанные ценности кажется обветшалой истлевшей несуразицой, никчёмной в современном обществе.

Я сам сталкивался с подобными мыслями не раз в отзывах на свои произведения. Вот, например, слова одной "писательницы" уровня Донцовой с одного "литературного" форума в ответ на опубликованную мной там "Чашу Огня":


 цитата:
пишет просто мария Март 31st, 2009, 2:55 am

Прочитала...
Хороший язык, чувствуется, что у автора эта книга не первая.
Все остальное - скорее из области идеологии.
Читаешь - и ощущение такое, что вот-вот слетят маски этого идеального мира, где все всех любят, а проявление зла - это болезнь... Как в романах "Какой прекрасный день" Айры Левина или "Звезды - холодные игрушки "Лукьяненко.
Потому что это неестественно, что-то есть неправильное - слишком уж все герои холодновато-идеальные, положительные и потому - не совсем настоящие, словно или под воздействием какого-то наркотика, или "бетизированные".
То есть я понимаю, что это продолжение идей Ефремова - но ведь идея с коммунистическим воспитанием "нового человека" - она же, кажется, уже не слишком актуальна, уже понятно, что ничего из этого не получается. Люди - они люди и есть, какие уж есть...
.... А я про строй ничего не писала - писала лишь про то, что человек - он и есть человек, со всей мерой и плохого и хорошего, и из него ничего другого сделать нельзя, иначе это уже не совсем человек будет.



Вот так вот - раз эпоха прошла, сменилась идеология, то и не к чему призывать людей меняться в лучшую сторону, к стремлению духовно совершенствоваться. Так проще, спокойнее, менее хлопотнее.

И как бы ты ни старался гореть до тла, чтобы они хоть немного потлели всякий раз будут находится возмущённые, выдающие тебе вот такие вот претензии:


 цитата:
пишет Upolex Октябрь 7th, 2015, 5:51 pm

...Неплохо, но показались скучноватыми размышления про террор - ну очень их много... И еще: что первый отрывок, что второй имеют в основном пояснительно-описательный характер, насыщены диалогами - мне лично начинает не хватать действий, драйва. Читается, но не увлекает.... Драйв бывает не только стрелялки. Нет стрелялок - не беда. Но есть еще внутреннее напряжение, внутренние эмоции...



Это уже по поводу "Щит Ахилла". Человек прочитал три страницы начала повести и уже такое недовольство, масса советов автору, как нужно правильно писать и о чём, чтобы увлечь развлечь его... Ну, что ответить таким читателям? Разве что:


 цитата:
... с первых страниц произведения и до последних?.. Перенапрячься не боитесь?



Вот и проповедуй им после этого идеи гуманизма и человечности через терзания и искания ГГ. Разве поймут и задумаются? Вряд ли...
Каждый мнит себя центром вселенной и пробить эту закостенелую скорлупу кажется невозможным... Хотя, конечно, не все такие и надежда всегда умирает последней






Знание обитает в головах, наполненных мыслями других людей.
Мудрость в умах, внимательных к собственным мыслям

Истина одна, мудрецы говорят о ней, используя многие имена

Поднимаясь снова и снова, львами становятся агнецы
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет